На сайте НИИ труда и социального страхования размещена информация о Всероссийском съезде аттестующих организаций, включая и фотоматериалы. Мы дополнительно публикуем тезисы выступления Исполнительного директора НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В. Савинова.

 

Формирование кодекса поведения организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

(тезисы выступления Исполнительного директора НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В. Савинова на Первом Всероссийском съезде аттестующих организаций 9 декабря 2010 года, Москва, конференц-зал Минздравсоцразвития России).

Много необходимо для качественного выполнения услуг по АРМ: и оборудование (много и разного), подготовленный персонал, соответствующие методики измерений, многочисленные правила и требования, помещения. Все вы это хорошо прочувствовали при подготовке к аккредитации. Но все это, что называется, спустили сверху.

Подтвердив свою техническую компетентность, при работе не менее важно соблюдать принципы делового поведения, что зависит непосредственно от бизнес-сообщества.. Это, уверен, понимают большинство компаний, работающих на рынке услуг в области охраны труду. Организации, которые уже несколько лет работают на рынке, относятся к своей репутации как к своему самому ценному активу, который долго создается и который так легко потерять. Про человека говорят, что он полжизни работает на репутацию, потом репутация работает на него. Еще в большей степени это относится к организации. Сначала организациям нужно долго работать над своей репутацией, прежде, чем репутация начнет работать на них.

Поведение на рынке уже не является личным делом руководителя. Соблюдение этики деловых отношений является сегодня одним из главных критериев оценки профессионализма как сотрудника, так и организации. И еще важно подчеркнуть, что соблюдение этических принципов служит долгосрочным интересам организации. По поведению фирмы на рынке легко понять всерьез и надолго она пришла или ее цель по быстрому снять сливки. Те, кто занимаются «халтурой» подрывают авторитет Аттестующих организаций, как в целом по России, так и в отдельных регионах. Достаточно упомянуть сформировавшийся в нашей среде брэнд  по имени замечательного города, славного своими самоварами, пряниками, замечательными ружьями и, к сожалению, халтурным и агрессивным поведением на рынке аттестации рабочих мест. От такого брэнда страдает как проблема аттестации в целом, так и добросовестные фирмы, работающие в этом городе.

Вы все, что называется из собственного опыта, прочувствовали, что сегодня основное конкурентное преимущество на рынке услуг в области аттестации рабочих мест достигается не качеством работы, а ценой. Стоимость работ по аттестации по факту стала основным критерием при проведении конкурсов. Заказчик в большинстве своем плохо представляет, что аттестация рабочих мест включает обязательные и строго регламентируемые этапы, объем и качество выполнения которых и определяют качество аттестации рабочих мест в целом. Поэтому даже не оговаривает в конкурсной документации требования к аттестующей организации представить доказательства соответствия итогов аттестации установленным требованиям (заключение государственной экспертизы условий труда, независимой экспертизы). Аттестация рабочих мест понимается как некая формальная процедура, по результатам которой оформляется набор документов, достаточный, чтобы контролирующие органы, что называется, отстали. Естественно, при таком подходе главное для работодателя получить такой пакет документов максимально дешево.

К сожалению, ряд аттестующих организаций, которые как раз и понимают как много сил и средств необходимо потратить для квалифицированной оценки условий труда, активно способствуют стремлению работодателя сделать «дешево и сердито». Беззастенчиво нарушая один из основных принципов деловой этики – не вводить в заблуждение Заказчика.

Мы проанализировали результаты тендеров на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в которых приняли участие 243 организации, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест. При предлагаемой Заказчиками средней стоимости работ по аттестации одного рабочего места около 2400 рублей стоимость предложений Заказчиков конкретных тендеров различается более чем в 9 раз, от 660 рублей до 6034 рубля за одно рабочее место. При этом стоимость предложений явно не связана со спецификой рабочих мест. В процессе проведения торгов максимальное снижение цены участниками конкурсов (аттестующими организациями) достигала почти в 6 раз. Своеобразным рекордом стала заявленная аттестующей организаций стоимость аттестации рабочего места 299 рублей. Что это, как не недобросовестная конкуренция.

Даже очень наивный человек не надеется найти мясо в сосисках или пельменях за 50 рублей за килограмм. В то же время почему-то полагает, что за 300 рублей к нему приедут квалифицированные специалисты, на подготовку и переподготовку которых затрачены серъезные средства, проведут санитарно-гигиеническую оценку условий труда с проведением комплекса измерений, используя дорогостоящие приборы, которые необходимо регулярно поверять, оценят травмобезопасность оборудования, инструментов, дополнительно изучив для этого горы нормативных правовых актов, оценят обеспеченность средствами индивидуальной защиты, разберутся по существу, а не под копирку, со всеми видами компенсаций, учитывая при этом особенности предприятия и проводимых работ, определят возможность работать женщинам и подросткам, перерывы, медосмотры.

По меньшей мере смешно надеяться, что за такие предельно низкие суммы к работодателю приедут высококлассные специалисты с обширной приборной базой.

Понятно, что работодатель (Заказчик тендера) в большинстве своем не имеет возможности адекватно оценить реальную стоимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и предлагает стоимость «с потолка» либо по договоренности с предполагаемым исполнителем работы.

Это напрямую, если не в большей степени, относится и к бюджетным организациям, что приводит не к экономии, как кажется на первый взгляд, а фактически к выбрасыванию бюджетных денег.

Снижение цены аттестации ниже экономически обоснованной приводит к тому, что уже на стадии проведения тендеров закладывается проведение аттестации рабочих мест по «упрощенной схеме», не отвечающей установленным требованиям (отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ «под копирку», без обследования и другие упрощения). Результатом такой «аттестации» являются формально написанные документы, не отражающие реального положения дел.

Многократное снижение цены в процессе тендера являются, на наш взгляд, одним из способов недобросовестной конкуренции на рынке оказания услуг в области охраны труда, отсекая от участия в конкурсе добросовестные профессиональные организации. При этом состав организаций, использующих такие агрессивные методы снижения стоимости, и, как следствие, не обеспечивающие требуемое качество, относительно постоянен и стабилен.

Распространенным приемом недобросовестных тендеров является задача нереальных сроков выполнения работ. Хорошо, если просто не захватывается теплый и холодный периоды. Чаще требуемые сроки не позволяют не только качественно, а даже просто выполнить работу. В качестве примера приведу тендер Курчатовского института. Можно предположить, что уважаемая и серьезная организация не знает, что творит, записав в конкурсной документации проведение аттестации 2500 рабочих мест за 20 дней. Мощный со своей ярко выраженной спецификой и в то же время многопрофильный институт и 20 дней. Было бы интересно узнать у победителя тендера, как он справится с техзаданием.

Серьезные фирмы понимают, что интересам Заказчика лучше всего способствует честная конкуренция, поэтому уважающая себя фирма не будет использовать недобросовестные преимущества ни перед потребителями, ни перед Заказчиками. В то же время добросовестность поведения профессионального участника рынка оказания услуг в области охраны труда должна быть подкреплена и соответствующими мерами.

Считаем необходимым разработать и внедрить на федеральном уровне комплекс первоочередных мер, направленных на совершенствование системы размещения заказов на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и оказанию других услуг в области охраны труда, в том числе и для государственных и муниципальных нужд.

Проблема тендеров давно обсуждается. Уже на самом вершине управления понимают недостатки проведения тендеров. На днях в ежегодном послании Федеральному собранию эту проблему жестко поставил Президент, призываю активно использовать при проведении тендеров механизм экспертов. Считаю, что для оценки обоснованной стоимости проведения АРМ такой механизм будет эффективен и мы готовы принять активное участие как в обсуждении конкретных механизмов такой экспертизы, так и в проведении таких экспертиз. Мы и в дальнейшем будем отслеживать проведение тендеров по АРМ, не оставляя без реакции факты недобросовестной конкуренции. Одно из важных направлений работы нашей саморегулируемой организации является внедрение требований, препятствующих недобросовестной конкуренции на рынке оказания услуг в области охраны труда. Члены Партнерства обращают внимание на актуальность этой проблемы, и мы готовы к активному взаимодействию в этом вопросе со всеми заинтересованными сторонами.

Другие направления борьбы с недобросовестной конкуренцией также очевидны и известны: контроль за ценами и качеством работы. Конкретными мерами, в частности, могут являться:

•          принятие стандарта, устанавливающие общие требования к определению трудозатрат и стоимости оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Работа над таким стандартом завершается в Партнерстве и в ближайшее время проект стандарта будет разослан членам Партнерства для обсуждения;

•          разработка и доведение до организаций государственной и муниципальной форм собственности рекомендаций по определению применительно к организациям различных видов деятельности экономически и технически обоснованного диапазона стоимости аттестации рабочих мест. Убежден, что бюджетники очень слабо представляют истинную цену аттестации;

•          проведение широкой информационной компании, направленной на разъяснение работодателю правовых последствий формально проведенной «дешевой» аттестации рабочих мест. Каждый руководитель бюджетной организации должен понимать, что некачественная аттестация это нецелевое расходование бюджетных средств со всеми вытекающими из этого последствиями. Для остальных такая аттестация это проигранные суды по поводу необоснованности компенсаций, другие финансовые потери. Думаю, к этой работе наше уважаемое министерство должно подключить субъекты Российской Федерации, обучающие организации;

•          внедрение в практику работы государственной инспекции труда проведение тотального мониторинга тендеров на проведение аттестации рабочих мест, выявление необоснованного понижения цены и направление соответствующих обращений на осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества аттестации рабочих мест по условиям труда. Думаю, что соответствующие изменения можно внести в регламент работы Роструда;

•          проведение дополнительных контрольных мероприятий за деятельностью аттестующих организаций, регулярно допускающих нарушения при проведении аттестации рабочих мест. Многое в этом направлении могут сделать органы по труду субъектов Российской Федерации;

•          внедрение единой федеральной системы сбора и анализа первичной информации и результатов аттестации рабочих мест, обучения по охране труда. Давно об этой системе говорится, пора бы уже активно внедрять. Это позволит снять многие вопросы недобросовестной «нарисованной» аттестации.

Идеи становятся силой, когда они овладевают массами. Так, кажется, говорил Ленин.

Тогда и только тогда, когда большинство участников рынка будут соблюдать ими же принятые правила поведения на рынке, основанные на прозрачности всех процедур, открытости участников работать нечестно станет просто невыгодно. Хорошим и по сути единственным на сегодня механизмом такого вовлечения участников рынка в ясные и прозрачные правила работы является саморегулирование. Сама основная идея саморегулирования ясна и понятна. Профессиональное сообщество само

определяет правила и стандарты своей деятельности. Обсудив и приняв свои правила,  саморегулируемая организация в соответствии с законом о саморегулируемых организациях обеспечивает их выполнение всеми членами Партнерства. При этом законодательно прописаны и процедура контроля, предоставления информации, обязательное страхование ответственности членов. Жестко регламентирована вся деятельность саморегулируемой организации.

Я представляю такую саморегулируемую организацию.

Некоммерческое партнерство  «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» учреждено 1 июня 2007 года и объединяет сегодня на принципах саморегулирования 104 аттестующие и обучающие организации, центры охраны труда, оказывающие услуги в сфере охраны труда, из 38 субъектов Российской Федерации. Партнерство динамично развивается, за последние полгода численность членов Партнерства практически утроилось. Ждут рассмотрения еще 14 заявлений о приеме.

Партнерство стало первым и пока единственным в России объединением организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, которое получило статус саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». Решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 30 сентября 2010 года (исх. № 7-7337-ВЛ) НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» внесено в государственный реестр саморегулируемых организаций (регистрационный номер 0107).

Деятельность Партнерства направлена на содействие развитию инфраструктуры по оказанию услуг в сфере охраны труда как составной части системы управления охраной труда в Российской Федерации.

Предметом деятельности Партнерства является:

•          саморегулирование предпринимательской деятельности членов Партнерства по оказанию услуг в области охраны труда и аудита трудовой сферы;

•          организационное обеспечение предпринимательской деятельности членов Партнерства по оказанию доступных и качественных услуг в области охраны труда и аудита трудовой сферы;

•          разработка стандартов и правил предпринимательской деятельности членов Партнерства по оказанию услуг в области охраны труда и аудита трудовой сферы;

•          осуществление контроля за соблюдением членами Партнерства требований стандартов и правил предпринимательской деятельности по оказанию услуг в области охраны труда и аудита трудовой сферы.

Приоритетными направлениями деятельности Партнерства являются:

•          Участие в обсуждении и экспертизе нормативных правовых актов (НПА) в области трудового права и охраны труда и формирование предложений по разработке новых НПА. Осуществление независимой общественной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных актов.

•          Разработка и выполнение требований стандартов и правил Партнерства, гарантирующих высокий уровень оказания услуг. Осуществление контроля за исполнением принятых Партнерством стандартов и правил. Представление интересов своих членов в органах государственной власти и других организациях.

•          Организация профессионального обучения, повышения квалификации, аттестации работников организаций - членов Партнерства.

•          Установление требований, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Партнерством принят и разрабатывается Пакет стандартов и правил, Кодекс деловой этики.

Цель Кодекса сообщить обществу (заказчики и др.), что члены Партнерства стремятся осуществлять свою практическую деятельность добросовестно, Правила прозрачны. И конечно же, абсолютный приоритет: качество выполняемых членами Партнерства услуг в области охраны труда, их соответствие нормативным требованиям.

Считаю, что такое скучное и бюрократическое понятие как правила и нормы очень важно. Бизнес должен понимать по каким правилам он должен работать. К чему приводит недоработка и непродуманность документов мы все, к сожалению, имели возможность убедиться. И мы активно формируем эти правила, взаимодействуем с министерством по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов. Хочу обратиться с призывом совместно поработать над формированием правил профессионального сообщества. В ближайшее время мы опубликуем такую программу работы над стандартами и правилами.

В этой связи хочу еще раз обратиться к министерству. Жизнь, что называется, требует появления на рынке федеральных стандартов оказания основных видов услуг в области охраны труда. Посмотрите, давно действуют стандарты и правила оказания парикмахерских, гостиничных, ломбардных услуг. В поиске Гаранта на запрос «правила и стандарты оказания услуг» вываливается сотни названий. А стандарта услуги «Проведение АРМ» нет. Пока вроде и обходимся. Но с переходом на новые принципы предоставления компенсаций сдаваемые заказчику Вами, уважаемые коллеги, материалы АРМ будут рассматриваться под микроскопом, выискивая претензии и предъявляя финансовые иски. Вашими результатами будут недовольны работники, лишившись по итогам аттестации хотя бы одну компенсацию. Еще в большей степени  будут недовольны работодатели, узнав, что им придется предоставлять дополнительные компенсации по итогам аттестации. Поэтому мы должны быть заинтересованы в четких правилах. Знаю, что работа над этими стандартами ведется, мы также участвуем в этой работе, но нужно, что называется, навалиться.

В связи с новыми принципами предоставления компенсации важно успеть выпустить и новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда, работа над которым, на наш взгляд, затянулась. Нам важно знать по каким правилам будет оцениваться наша работа. Мы, как саморегулируемая организация, в свою очередь разрабатываем порядок проведения общественной экспертизы качества АРМ.

Многое зависит и от квалификации персонала. Нужны обоснованные квалификационные требования. Мы будем выстраивать такие требования и процедуры.

Считаем важным последовательно продолжать на федеральном уровне контроль за качеством оказания услуг. Готовы активно включиться в эту работу. У нас есть принципиальная договоренность с Рострудом о привлечении нас к проверкам в качестве экспертов. Проверка же членов саморегулируемой организации, как того и требует законодательство, будет проводиться по согласованию с Партнерством.

Важно, чтобы не получилось по аналогии с, как школьники говорят, «ботаником», который корпит над учебниками, а хулиган-двоечник посмеивается и прекрасно себя чувствует. Организации, вложившие силы, средства в оборудование, подготовку персонала должны быть в выигрыше и государство должно этому способствовать.

Сейчас наше Партнерство выстраивает отношения с другими объединениями организаций, с органами по труду субъектов Российской Федерации, приборостроителями, объединениями работодателей, профсоюзами.

В завершении хочу остановиться на проблемах.

Первое. Срок первое декабря. В свое время мы уже направляли предложение о продлении срока. Не буду подробно повторять аргументы, они в этой аудитории хорошо известны. Члены нашего Партнерства планомерно готовились к аккредитации. Мы выпустили методичку, которая, судя по количеству скачиваний, помогла многим, а не только членам Партнерства, провели специальный семинар на тему аккредитации. Все включились в подготовку. В то же время все сталкиваются с очередями на приобретение приборов, на расширение области аккредитации, нормативный срок которой в спокойный период составляет три месяца. Многие не успевают. Если не перенесем срок, то пострадают добросовестные организации. Понимаю и цену такого решения – даем возможность работать халтурщикам. Считаю, что в этой ситуации должен возобладать принцип «лучше освободить от наказания виновного, чем наказать невиновного». Основная причина отказа в аккредитации - отсутствие в области аккредитации одного-двух факторов (ионизирующие излучения, витамин (гормон и тп). Вряд ли эти факторы понадобятся в ближайшие полгода. Можно дополнительно проконтролировать качество аттестации, проводимые такими организациями. Убежден, что при понимании и политической воли можно найти решение и условия переноса срока «1 декабря».

К этому примыкает и проблемы аккредитации госучреждений. Полностью поддерживаю такой подход - не должен орган, занимающийся госуправлением в сфере охраны труда, одновременно учреждать лабораторию, работающую на рынке услуг по охране труда. Но давайте сделаем это спокойно. Вышел 83-ФЗ. Им определены сроки перевода госучреждений в другие формы собственности, определен 2011 год для такого перехода. Десять лет работали как ГУ, а теперь быстро через коленку ломаем эту систему, хотя, повторяю, законодательно закреплены сроки такого перехода.

Второе. Поток писем, в том числе и членам Партнерства с предложением стать филиалами тех организаций, которые уже вошли в реестр. Не буду комментировать юридическую, финансовую и даже моральную сторону. Каждый для себя должен сам решать. Убежден, при такой схеме качества АРМ не будет. Зарубежные фирмы долго и тщательно готовят площадки, оборудование, персонал, чтобы начать производство своей продукции в других странах. А здесь – шлите протоколы, ну а мы все сделаем и оформим. Такой подход или полное непонимание сущности аттестации или, что гораздо печальнее, с самого начала ориентация на вал и халтуру. И второе, прокол одного из так называемых филиалов ставит под угрозу всех остальных из-за исключения из реестра. Такая вот коллективная ответственность.

Третье, на мой взгляд, самое главное. ИНФОРМАЦИЯ. За последние полгода я отправил почти 2000 писем, в основном, ответы на многочисленные вопросы.  Отсутствие авторитетной информации порождает массу нелепых слухов. И это еще не началось предоставление компенсаций по новым правилам. Дальше вопросы от лабораторий будут нарастать лавинообразно. Так называемая «горячая линия» в современных условиях полный анахронизм. Она хороша, может быть, при ответе бабушкам где купить лекарства и тп. . Да и она фактически не работает. А ответы организациям на горячие вопросы должны оперативно размещаться в Интернете, доступ к которому есть у всех аттестующих организаций. Предлагаю министерству на своем сайте такую рубрику вопрос-ответ незамедлительно ввести. Привлечь к ответам руководителей и специалистов министерства, гигиенистов, приборостроителей. Чтобы снизить социальную напряженность нужны оперативные разъяснения. Готовы взять на себя обобщение типичных вопросов. Повторюсь, основной вал проблем и вопросов нас ждет при внедрении новых принципов предоставления компенсаций. Лабораториям придется быть в самой гуще таких вопросов и проблем.

Много предстоит. Будем работать, работать вместе и слаженно. Конечные цели и задачи у всех едины. Успехов нам всем в Новом году.

Сайт создан Веб-студия Наноток