В рамках проведения публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н» Партнерство направило сегодня в адрес Минэкономразвития России и Минтруда России экспертное заключение по этому вопросу и обращения Председателя Совета Партнерства В.В. Федина. По инициативе Партнерства также подготовлены обращения профсоюзов, научных и других организаций.

 

Информация о проведении публичных консультаций была размещена на нашем сайте с предложением направить в наш адрес мнение аттестующих и других заинтересованных организаций. Публичные консультации вызвали широкий общественный интерес, в адрес Партнерства поступило много письменных и устных обращений. Мы благодарим всех, проявивших активность, за ценные замечания и предложения, единогласную позицию. Экспертное заключение Партнерства составлено с учетом поступивших предложений предпринимательского сообщества.

В заключении, в частности, отмечается:

Несмотря на декларируемое разработчиком в пояснительной записке к проекту соблюдение норм статей 37 Конституции Российской Федерации и статей 2, 22. 212 219 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих право работника на справедливые условия труда, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также обязанность работодателя по обеспечению  безопасных условий и охраны труда работников предлагаемое в проекте сокращение категорий работников, на рабочих местах которых аттестация рабочих мест не проводится, приведет для работников, аттестация рабочих мест которых не будет проводится, к несоблюдению указанных норм трудового права, включая конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, которое при принятии проекта приказа станет чисто декларативным для значительной части работников.

Применительно к работникам, исключенным из процесса аттестации рабочих мест, не смогут быть выполнены требования ряда нормативных правовых актов, в частности, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в части неполноты предоставления работодателем в ФСС обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу), Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 (в части отсутствия необходимой информации для предоставления компенсаций отдельным работникам), приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н (в части отсутствия полной информации для проведения медосмотров), приказа Минтруда России от 01 августа 2012 года № 39н и многие другие.

Разработчиком проекта не приведены обоснования исключения из проведения аттестации рабочих мест и доказательства допустимых условий труда на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Разработчиком проекта не проведена оценка дополнительных затрат бюджета Российской Федерации на обеспечение высокой эффективности государственного контроля (надзора).

Разработчик проекта не дал прогноз социально-экономических последствий принятия проекта приказа, в частности, не представлены расчеты и прогнозы возможного роста профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости, роста временной нетрудоспособности, связанного с исключением из медицинского наблюдения значительной части занятого населения, не просчитаны затраты на выплаты, связанные с временной утратой трудоспособности, лечение и реабилитацию работников, которые понесут внебюджетные фонды, не проанализированы последствия введения проекта приказа на реализацию Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р, которая предусматривает установление дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в пользу физических лиц, занятых, в частности, на работах с вредными условиями труда.

Тезис о снижении административной и финансовой нагрузки на предпринимательское сообщество при сокращении количества рабочих мест, подлежащих аттестации, считаем не обоснованным.

Введение дифференциации рабочих мест, на которых необходимо проводить аттестацию, противоречит международной практике и требует дополнительного анализа возможности ее введения с учетом того, что Россия является членом ВТО. Разработчик такой анализ не представил.

Поставленная цель проекта приказа снизить административную и финансовую нагрузку на предпринимательское сообщество может быть реализована более эффективно и в рамках действующего порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Принятие проекта нормативного правового акта в предложенной редакции считаем недопустимым. Изменение действующего порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда требует детального обсуждения, учета интересов работодателей, работников, проведения оценки социально-экономических последствий. Считаем целесообразным рассматривать изменения порядка проведения аттестации рабочих мест наряду с обсуждением и принятием концепции разрабатываемого федерального закона, устанавливающего принципы и порядок специальной оценки условий труда.

Разработчиком проекта нормативного правового акта при направлении проекта акта и материалов обоснований в Министерство экономического развития Российской Федерации на заключение об оценке регулирующего воздействия не выполнены обязательные процедуры, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования».

В частности, разработчиком проекта акта:

•             не размещено на официальном сайте уведомление о подготовке проекта акта и представители предпринимательского сообщества не извещены о подготовке указанного проекта;

•             не размещен на официальном сайте разработанный проект акта и материалы обоснований к нему. Опубликованный 4 декабря 2012 года (изменения 14 декабря 2012 года) на сайте Минтруда России проект приказа Минтруда России от 4 декабря 2012 года «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н» и по объему, и по содержанию не соответствует проекту, направленному разработчиком на заключение об оценке регулирующего воздействия;

•             не извещены представители предпринимательского сообщества о разработанном проекте акта и материалов обоснований к нему. С текстом обсуждаемого проекта представители предпринимательского сообщества смогли ознакомиться только 29 декабря 2012 года на официальном сайте Минэкономразвития России;

•             не обеспечен минимальный срок проведения публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта 30 календарных дней.

Установленный извещением о проведении публичных консультаций срок 29.12.2012 – 21.01.2013 (с учетом новогодних праздников он составляет 8 (восемь!) рабочих дней) не позволяет провести всестороннюю экспертную оценку проекта, собрать, составить и проанализировать  все поступившие и рассмотренных в рамках публичного обсуждения и экспертной оценки предложения.

На основании постановления Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 421 считаем необходимым возвратить проект акта разработчику с требованием провести все необходимые процедуры и доработать проект акта по их результатам.

Сайт создан Веб-студия Наноток