Уважаемые коллеги!

В связи с тем, что в последнее время участились случаи выявления территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости нарушений сроков передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) организациями, проводящими СОУТ, и попыток привлечения последних к административной ответственности, саморегулируемая организация НП «НОАТС» обращает внимание своих членов на следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее 426-ФЗ) результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность по передаче результатов проведения СОУТ возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

До 1 января 2016 года на основании ч. 3 ст. 28 426-ФЗ и в соответствии с п. 2 Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, утвержденного приказом Минтруда России от 03.07.2014 N 436н, сведения о результатах проведения СОУТ передаются организацией, проводящей СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении:

- на бумажных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась СОУТ, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости;

- в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.

При этом, пунктом 15 «Правил допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N 599, установлено, что деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда подлежит приостановлению, в том числе в случае привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.

Частью 2 ст. 14.54 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП) предусмотрено, что нарушение установленного порядка проведения СОУТ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая, что Минтруд России принимает решение о внесении в реестр организаций, проводящих СОУТ, записи о возобновлении деятельности организации по проведению СОУТ и вносит в реестр такую запись в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления, направленного организацией, с приложением документов, подтверждающих устранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации по проведению СОУТ, в случае повторного нарушения сроков передачи сведений о результатах проведения СОУТ, организация, проводящая СОУТ, может оказаться в ситуации, когда ее деятельность будет приостановлена на срок более 4 месяцев.

Одновременно, в соответствии со ст. 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из вышеизложенного, НП «НОАТС» рекомендует своим членам осуществлять все возможные меры для обеспечения доказательной базы, свидетельствующей о том, что ими были предприняты все имеющиеся и доступные действия по обеспечению соблюдения установленного порядка проведения СОУТ, и, в частности, по соблюдению установленных сроков передачи сведений о результатах проведения СОУТ, а именно:

предусматривать в договоре на проведение СОУТ обязанность заказчика уведомлять исполнителя о дате утверждения отчета о проведении СОУТ с указанием конкретного срока, способа (формы) уведомления. Рекомендуем предусмотреть срок уведомления не более 5 дней с даты утверждения отчета о проведении СОУТ, в том числе посредством направления письма с приложением копии-скана титульного листа отчета по электронной почте с указанием конкретного электронного адреса получателя.

- передавая отчет о проведении СОУТ на утверждение заказчику приложить к нему сопроводительное письмо, содержащее напоминание о необходимости уведомить вас о дате утверждения отчета со ссылкой на конкретный пункт договора, предусматривающий такую обязанность заказчика. На копии такого письма рекомендуем получить отметку представителя заказчика о его получении.

- после передачи отчета о проведении СОУТ заказчику на утверждение, рекомендуем периодически (исходя из сроков, предусматривающих возможность своевременного направления материалов в ГИТ в случае получения ответа об утверждении отчета – не реже раза в неделю) в электронном виде запрашивать информацию об утверждении (не утверждении) отчета на текущую дату.

Такой подход должен позволить вам при общении с инспектором территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (а также и в суде, в случае необходимости) отстаивать свои интересы, в частности, обеспечить в наличии документально подтвержденные сведения о том, что вами были предприняты все необходимые меры по установлению даты утверждения отчета для обеспечения соблюдения сроков предоставления сведений о результатах проведения СОУТ (копия договора, копия сопроводительного письма с отметкой заказчика о получении, распечатка электронной переписки с заказчиком).

Настоятельно рекомендуем вам прилагать максимальные усилия по соблюдению действующего законодательства и недопущению случаев административного наказания вашей организации вследствие несвоевременного предоставления сведений о результатах проведения СОУТ в отсутствие вашей вины, вплоть до судебных разбирательств. В случае рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении, сформированная вами доказательная база -  документы и сведения о принятых мерах по соблюдению порядка проведения СОУТ, в частности, по установлению даты утверждения отчета о проведении СОУТ для последующего обеспечения своевременного предоставления сведений о результатах проведения СОУТ, может являться основанием для принятия судом решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении и, соответственно, отмене административного наказания.

НП «НОАТС» также будет прилагать усилия по защите законных прав и интересов своих членов при возникновении вышеназванных случаев.

Приложение: Письмо Роструда от 10.04.2015 № 1151-ТЗ.

С уважением,

Дирекция НП «НОАТС»

Сайт создан Веб-студия Наноток